Мнения

Если ты журналист, не забывай каждый день задавать себе эти вопросы

Ана Герчиу

Исполнительный директор Moldova.org

Года 4-5 назад я встретила одну журналистку из Новой Зеландии, которая пожаловалась мне, что им очень скучно заниматься журналистикой, дескать, ничего интересного у них не происходит. Все со всеми примиряются, коррупции почти нет. И вот она приехала к нам в Молдову, чтобы исследовать тему дискриминации ЛГБТ-сообщества и конфликт между русскоязычными и румыноязычными гражданами. Насколько же всё было бы здесь по-другому, если бы местные журналисты, как и она, интересовались малопредставленными группами и сложными темами. Если бы нас не было так мало, как сейчас, подумала я.

Работать журналистом – большая роскошь, если ты умеешь проявлять к людям доброту и человечность. Звучит, конечно, пафосно, но роль профессиональных журналистов имеет решающее значение для здорового общества, общества, в котором есть место для каждого. Не каждая работа даст вам доступ к людям, от которых можно почерпнуть информацию и придать ей нюансы, контекст и разнообразие.

Сегодня, когда все больше людей верят, будто взять интервью может каждый, для журналистов как никогда важно поднять планку и повысить свой уровень. Роскошь доступа приходит вместе с работой. Однако это очень важный нюанс, о котором не учат в журналистике и который редко применяют в редакциях. Я говорю о том, что на Западе называют «confirmation bias» среди журналистов.

«Confirmation bias» или склонность к подтверждению своей точки зрения — это человеческая особенность не замечать пробелов и отдавать предпочтение такой информации, которая подтверждает нашу сформированную точку зрения, то, что мы уже считаем правильным. Мы инстинктивно включаем эту информацию в нашу систему ценностей и используем её в качестве ориентира. И наоборот, когда нам предоставляют информацию, которая противоречит нашей «правде», большинство из нас занимает оборонительную позицию, мы начинаем замечать каждую оплошность и быстро забываем о ней.

Наши читатели, зрители имеют на это право. Мы, журналисты – нет. Работники СМИ обязательно должны пропускать всё через образные фильтры. Пишешь ли ты об этой теме только потому, что она важна для тебя, или потому, что знаешь, что нужно твоим читателям? Рассказал ли ты истории всех участников или только тех, с кем легче было пообщаться? Обеспечил ли ты достаточно пространства для разнообразия и взаимопонимания? Выложился ли ты по полной, чтобы покорить свою аудиторию? Если хотя бы раз ты ответил «нет», ты знаешь, что нужно делать.

Почему ложь о прибытии в Молдову 30 тысяч сирийцев так напугала многих наших сограждан? Потому что те немногие сирийцы, которые уже жили здесь, отсутствуют в наших СМИ. Потому что большинство населения Республики Молдова знает о сирийском народе только стереотипы. А все чужое, далёкое, иное и уязвимое трудно принять и оценить нормальным взглядом.

Тот же рецепт применим и к пропаганде против ЛГБТ-сообщества, мусульман, атеистов, ромов, студентов-индусов и т. д. То, о чем мы, журналисты, не говорим, стараются использовать пропагандисты и авторы фейков. Не рассказывая об уязвимых группах, публикуя информацию без контекста и нюансов, мы становимся соучастниками дезинформаторов.

В Республике Молдова 168 тысяч человек имеют различные виды особых потребностей. Из них более 9500 человек имеют нарушения зрения. Как им передвигаться по своим населённым пунктам и по стране, если даже люди без физических ограничений сталкиваются со множеством препятствий? У нас почти 16 тысяч женщин оказывают сексуальные услуги. Кто их защищает и кто является их клиентами в такой традиционалистской стране как Молдова? Дети ромов на протяжении многих лет были охвачены школьным образованием на уровне не более 15%. Одно из проведённых в Молдове исследований показало, что более чем три четверти учеников были свидетелями сцен издевательств и чаще всего эти сцены происходили в классе. Какие знания и опыт получают будущие избиратели в школе? Уровень занятости среди женщин остаётся ниже, чем среди мужчин, их заработная плата также по-прежнему отстаёт. При этом мужчины в Молдове кончают жизнь самоубийством почти в семь раз чаще, чем женщины. Как устранить эти расхождения? Как мы можем стать ближе друг к другу?

Если бы мы сделали более приоритетными эти темы вместо поверхностных и второстепенных материалов, которые публикуют инфлюенсеры в соцсетях, или вместо популистских высказываний, которыми обмениваются политики, то именно СМИ могли бы формировать общественную повестку, а не наоборот.

Давайте чаще спрашивать себя, чего нам не хватает, и задавать более правильные вопросы. Давайте говорить чаще и глубже о том, что означает инклюзивность и принятие разнообразия. Пропагандисты от этого, разумеется, не останутся не у дел. Но нам, определённо, удастся построить более устойчивое к фейкам общество.

Материал опубликован в рамках кампании «Инклюзивность начинается с меня». Кампания организована в рамках проекта «Содействие социальной сплоченности в Молдове путем поощрения инклюзивности и уменьшения дискриминации», осуществляемого ЦНЖ в рамках программы «Совместная инициатива за равные возможности – Фаза II», реализуемой за счет средств, предоставленных Швейцарским управлением по развитию и сотрудничеству (ШУРС).

Show More

💬 ...

Back to top button