Энтузиазм vs сдержанность. Как молдавские СМИ используют ChatGPT и другие инструменты искусственного интеллекта
Недавнее исследование, которое проводилось на мировом уровне, показало, что половина редакций используют инструменты искусственного интеллекта (ИИ), но лишь 20% из них имеют принятые правила их использования. ИИ, еще не изученный для средств массовой информации Республики Молдова, постепенно начинает становиться частью рабочих инструментов некоторых журналистов. Между энтузиазмом в отношении инноваций и страхом перед нарушением журналистской этики издатели все чаще задумываются о стратегиях использования таких инструментов как ChatGPT, без ущерба для качества предоставляемой информации. Издание Media Azi пообщалось с представителями нескольких медиаучреждений, чтобы узнать, применяют ли они в своей работе инструменты генеративного ИИ, и в какой степени они сохраняют сдержанность в этом вопросе.
Уже год редакция Observatorul de Nord использует программу ИИ для создания образа ведущего и голоса для озвучивания репортажей и новостей. Елена Кобэсняну, директор регионального издания, объясняет этот выбор нехваткой журналистов с профессиональной подготовкой, а также ограниченными финансовыми возможностями их редакции в Сороках.
Команда Observatorul de Nord очень увлечена инструментами ИИ и инновациями, в целом. Эту программу я нашла случайно, она называется Synthesia.io — это пока экспериментальный софт. Мы договорились с компанией-производителем об использовании Synthesia в качестве эксперимента. В основном она используется для обучения в крупных компаниях, которые также из экономических соображений готовят курсы и представляют их пользователям с помощью этого программного обеспечения. Мы начали с информирования аудитории о наших намерениях и о том, что представляет собой сама платформа. В редакции мы с самого начала задались вопросом, какой будет реакция читателей. Мнения людей разделились. Некоторые являются сторонниками идеи, что люди все же незаменимы. Однако мы считаем, что Synthesia — интересное новшество, которое заслуживает того, чтобы его использовали и в журналистской работе», — объясняет Елена Кобэсняну.
«Мы используем его уже год и все еще тестируем его возможности. Тексты мы готовим тщательно, с учетом всех профессиональных требований, но их презентация осуществляется через программное обеспечение. Synthesia предлагает множество способов использования. Мы используем программу для трех задач: создание шаблонов для различных колонок, презентацию новостей, но наибольшей популярностью пользуются видеорепортажи. Нам еще предстоит поработать над формулой подачи новостей через ИИ, чтобы обеспечить большее количество просмотров», — говорит журналист.
На вопрос о возможных ошибках директор Observatorul de Nord говорит, что журналисты по-разному тестируют программу, так как она может неправильно прочитать, например, названия населенных пунктов или поставить неправильный акцент в речи. «Это все-таки робот», — отмечает она.
СКОРОСТЬ VS КАЧЕСТВО
Часть команды портала Agora использует в своей работе инструменты ИИ. В основном они используют ChatGPT для обобщения информации, генерации заголовков, хэштегов и ключевых слов, используемых в социальных сетях. По словам исполнительного директора медиаучреждения Ирины Гелбур, как только инструменты ИИ стали широко доступны, Agora организовала тренинг, в ходе которого были определены правила использования ИИ. «Сперва, после двухчасового обучения, все были в восторге и пытались использовать ChatGPT, чтобы сделать свою работу более эффективной. Со временем энтузиазм угас, в основном из-за того, что переход от создания контента людьми к его созданию ИИ по-прежнему вызывает сопротивление со стороны многих журналистов, и не только в Agora. Некоторые опасаются, что потеряют работу, и в качестве превентивной меры стараются вообще не пользоваться этим инструментом», — добавляет Алекс Гурдила, генеральный продюсер Agora.
Александру Ефтоде, директор Radio Europa Liberă подчеркивает, что, хотя скорость является преимуществом, ее необходимо тщательно взвешивать с точки зрения необходимости обеспечения того, чтобы публикуемая или транслируемая информация была точной, объективной, сбалансированной и соответствовала стандартам качества журналистики. «Мы внимательно наблюдаем и нам любопытно, так как мы считаем, что искусственный интеллект развивается, совершенствуется и пытаемся интегрировать его в работу редакции. Хотя мы еще окончательно не решили, как мы будем его применять, но точно знаем, что не будем использовать эти инструменты для написания текстов для публикации. Все, что производит наша редакция, является результатом работы человека, а не искусственного интеллекта, включая заголовки, титры или сообщения в социальных сетях. Правило распространяется и на мультимедийный контент, который полностью выполняется журналистами нашей редакции», — сообщает журналист.
По его словам, коллеги по команде могут использовать платформы ИИ для документирования или переводов, но каждый сгенерированный ответ проверяется. «Мы также используем Dataminer — полезный инструмент для мониторинга новостей, которые появляются в Интернете, в определенном регионе мира, по определенным интересующим темам. Мы используем Dataminer, чтобы он уведомлял нас о громких темах в мире, но это только начало. После этого информация проверяется уже через «человеческий фильтр», — говорит руководитель радиостанции.
«МЫ ОПАСАЕМСЯ ОШИБОК»
Представители некоторых медиаинститутов настроены еще более неохотно. Руслан Грабарь, директор отдела новостей TV8 говорит, что на текущий момент редакция не считает, например, ChatGPT надежным инструментом или партнером. «Мы опасаемся ошибок. К тому же предоставленная им информация не может быть проверена, либо правила журналистики обязывают нас цитировать живые источники, а не роботов. Мы периодически тестируем его, но пока не думаем, что он полезен. Как руководитель отдела новостей я опасаюсь, что искусственный интеллект в среднесрочной перспективе ускорит исчезновение журналистских качеств репортеров», — считает он.
Виктор Мошняг, главный редактор Ziarul de Gardă, в том же ключе отмечает, что их редакция на данный момент тоже не использует искусственный интеллект, но это не значит, что ни один из журналистов ZdG не мог использовать его в индивидуальном порядке. «Мы знаем, что есть редакции, которые используют инструменты искусственного интеллекта для написания новостей. Мы пока изучаем возможности их более широкого использования в нашей журналистской деятельности», — говорит журналист.
Похожего мнения придерживаются и журналисты портала Diez. В апреле они организовали встречу с командой, посвященную исключительно теме использования искусственного интеллекта. «Пока мы приняли решение не использовать ChatGPT в производстве журналистских материалов. Он все еще не очень стабилен, и мы не можем быть полностью уверены в информации, которую он предоставляет. Причина в том, что эта платформа генерирует информацию из множества источников и в итоге выдает вам переформулированный ответ с помощью алгоритмов. Я верю, что в будущем эта платформа будет все больше и больше совершенствоваться и предлагать новые возможности использования. Наконец, это может облегчить работу журналистов. Тем не менее, некоторые пределы не должны быть превышены. Работу журналиста можно облегчить, но не заменить. Этот аспект является определяющим, когда мы говорим о внедрении искусственного интеллекта в журналистику», — заключает главный редактор Diez Петру Бешляга.
Во всем мире такие термины как «AI-медиа» или «AI-журналисты», уже вошли в обиход, и, по данным Лондонской школы экономики, медиаорганизации по всему миру уже начинают публиковать свои принципы использования искусственного интеллекта в своей работе. Так, после деонтологического манифеста об использовании ИИ редакции Heidi, аналогичные тексты также появились в Wired, USA Today, Axios, The Jordan Times и, совсем недавно, в The Guardian и Politifact. Исполнительные директора таких изданий как The Washington Post, The New York Times, Reuters и Financial Times, выступили относительно феномена ИИ и ответа на вызовы, которые подобные инструменты ставят перед современной журналистикой. Исследование, проведенное Всемирной ассоциацией издателей новостей, показывает, что половина редакций используют инструменты генеративного ИИ, и только 20% из них определили этические границы их использования.