Проект поправок в КАМУ: мнения Венецианской комиссии и Совета Европы

Совет Европы и Венецианская комиссия подготовили юридические заключения, касающиеся законодательного пакета в сфере СМИ, в том числе законопроекта, содержащего ряд поправок и дополнений к аудиовизуальному законодательству и ставшего предметом многочисленных дискуссий и критики в общественном пространстве. Обе организации поддерживают усилия властей по приведению Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах (КАМУ) в соответствие с европейскими стандартами, однако обращают внимание на то, что некоторые лакуны все же сохранились.
Совет Европы и Венецианская комиссия подготовили юридические заключения по трем недавно разработанным депутатами правящей партии законопроектам: новому закону о средствах массовой информации, проекту поправки к Кодексу об аудиовизуальных медиауслугах (КАМУ) и законопроекту о внесении поправок в Закон о рекламе.
МНЕНИЕ СОВЕТА ЕВРОПЫ
В уведомлении от 2 апреля 2025 г. Совет Европы отмечает, что положительно расценивает тот факт, что авторы поправок к КАМУ приняли во внимание ряд рекомендаций, ранее представленных учреждением и касавшихся приведения правовых положений в соответствие с законодательством ЕС и Совета. С другой стороны, остаются в силе дополнительные замечания, касающиеся ряда определений и приведения терминологии в соответствие с общепринятой. Кроме того, рекомендуется включить в КАМУ более конкретные критерии для назначения доверенных уведомителей, которым предстоит сообщать о незаконном контенте. «Кроме того, новые предложения расширяют ограничения, касающиеся дезинформации, разжигания ненависти и контента, считающегося способным нанести ущерб общественной безопасности, и предоставляют Совету по телерадиовещанию более обширные полномочия, но в этом смысле ясности и процессуальных гарантий недостаточно», – отмечается в документе.
В том, что касается услуг платформ обмена видеоматериалами, Совет Европы обращает внимание на требование, согласно которому, платформы должны принимать меры в течение 24 часов с момента получения от СТР уведомления о незаконном контенте. При этом перечисляются различные действия: удаление контента, блокировка доступа, размещение предупреждения о характере контента или деактивация учетной записи пользователя. Тем не менее, «предложенный параграф свидетельствует о том, что не существует достаточно ясного понимания того, что является незаконным, а что – могущим нанести ущерб, и какие меры требуется принять в каждом из подобных случаев. Помимо этого, процедуры уведомления и удаления должны соответствовать положениям Закона о цифровых услугах».
Поправки также изменяют порядок управления национальной общественной компанией-поставщиком услуг, передавая некоторые полномочия от Парламента Совету по надзору: «Эта поправка предназначена для деполитизации процесса выбора директора, однако сохраняются опасения по поводу независимости самого Совета по надзору, зависящего от того, в какой мере независимо действуют Совет по телерадиовещанию и Совет прессы, которые, в соответствии с недавно предложенными поправками, будут, в том числе, и отвечать за его состав. В то же время недавно предложенные поправки привносят положения, направленные на укрепление учрежденческой автономии национальных общественных медиауслуг».
Кроме того, хотя проект поправок к КАМУ предлагает в значительной мере изменить статью 13 Кодекса, касающуюся принципов обеспечения достоверного информирования, Совет Европы считает, что требование к поставщикам медиауслуг учитывать разницу между фактами и мнениями и предоставление СТР полномочий разрабатывать нормы, касающиеся контента, в своих регламентах, в частности, в отношении избирательных кампаний и референдумов, тоже проблематичны и могут отрицательно сказываться на механизмах саморегулирования. На этом основании делается вывод о том, что статья 13 является излишней, и ее следует полностью удалить, а вместо нее добавить новую статью 13, признающую и включающую системы отсылок на совместное регулирование и саморегулирование.
МНЕНИЕ ВЕНЕЦИАНСКОЙ КОМИССИИ
Венецианская комиссия в уведомлении, опубликованном 16 июня, также отмечает, что поправки к КАМУ направлены на обеспечение равных условий для поставщиков медиауслуг, в том числе для платформ обмена видеоматериалами, а также более строгого надзора за дезинформацией и разжиганием ненависти, и считает благоприятным тот факт, что ее предыдущие рекомендации были частично применены путем устранения нечетко определенных и излишне общих терминов.
Кроме того, Комиссия также поддерживает такую цель, как обеспечение независимости СТР и TRM и считает, что предложенные поправки, касающиеся состава и назначения независимых учреждений, могут укрепить роль регулирующих органов. С другой стороны, «несмотря на эти улучшения, необходимо ввести дополнительные правовые положения в целях обеспечения прозрачности процессов открытого отбора, уменьшения риска политического вмешательства, а также включения основополагающих процессуальных гарантий». В законе должны быть более подробно предусмотрены критерии и процедуры назначения членов СТР, выдвинутых организациями гражданского общества, Советом по надзору и развитию общественной телерадиовещательной компании и генеральным директором TRM: это поможет сократить дискреционные полномочия и предусмотреть процессуальные гарантии.
Комиссия также считает, что поставщикам медиауслуг, в отношении которых применялись существенные санкции, в частности, столкнувшимся с приостановкой или прекращением вещания, должен предоставляться достаточный срок для того, чтобы они могли инициировать судебную процедуру, а действие санкций должно быть приостановлено до тех пор, пока суд не примет решение о том, должны ли они оставаться в силе.
Авторы также настаивают на осуществлении предыдущей рекомендации: внесение поправок в ст. 5 ч. (2) КАМУ и дальнейшее уточнение применяемых стандартов качества для определения того, из каких стран могут закупаться аудиовизуальные программы. «В дополнение к вышеперечисленным ключевым рекомендациям Венецианская комиссия также рекомендует полностью привести в соответствие с требованиями положения законодательного пакета об обязательствах поставщиков медиауслуг, поставщиков аудиовизуальных медиауслуг, платформ обмена видеоматериалами и публикаций в прессе, касающиеся прозрачности собственности, регистрации и оценки концентрации СМИ, в том числе обязанности уведомлять о намерении участвовать в возможной концентрации», – отмечается в документе.
КОНТЕКСТ
Проект поправок к КАМУ был разработан Рабочей группой по совершенствованию законодательства о средствах массовой информации, в которую входят представители ряда неправительственных организаций в этой сфере и депутаты, входящие в соответствующую парламентскую комиссию. Документ был зарегистрирован в Парламенте 29 мая. Как отмечается в информационной записке, в Кодекс о медиауслугах необходимо внести поправки, чтобы привести аудиовизуальное законодательство в соответствие со стандартами ЕС в контексте процесса европейской интеграции. Это преимущественно касается Директивы об аудиовизуальных медиауслугах, Европейского закона о свободе средств массовой информации и Закона о цифровых услугах (DSA).
В то же время поправки будут отражать новые проблемы в этой сфере, в том числе неоднозначное определение отдельных терминов, возрастающее влияние платформ обмена видеоматериалами, которые не регулируются надлежащим образом и могут способствовать распространению незаконного или способного нанести ущерб контента, отсутствие строгих механизмов обеспечения прозрачности собственности и финансирования поставщиков медиауслуг и др.
Первые обсуждения, касавшиеся предложений, были организованы в Парламенте 9 июня, при этом многие положения законопроекта вызвали недовольство и критику, в том числе обвинения в попытках «цензуры» со стороны правящей партии. Основные обсуждавшиеся вопросы были связаны с доверенными уведомителями, регламентацией незаконного контента и платформ обмена видеоматериалами, а также определением дезинформации. Председатель комиссии по делам средств массовой информации законодательного органа Лилиана Николаеску-Онофрей предложила назначить десятидневный срок для отправки предложений от всех заинтересованных сторон.
Ранее Media Azi разъяснял положения проекта, направленного на освобождение TRM от парламентского контроля и изменение механизмов назначения членов СТР и СНР, а также касающиеся платформ обмена видеоматериалами или определения дезинформации, и ужесточения санкций для поставщиков медиауслуг.