В Молдове все чаще отмечаются случаи онлайн-преследования журналистов
Феномен преследования в онлайн-среде (кибербуллинг) журналистов в последние годы достиг в Республике Молдова тревожного уровня, что влечет за собой серьезные последствия для свободы прессы, а также поощряет самоцензуру. Кибербуллинг в отношении журналистов проявляется в использовании информационных технологий для контакта с представителями СМИ с целью оскорбления, беспокойства или угрозы физической расправы или убийством. Кибербуллинг может осуществляться как одним человеком, так и группой людей и, как правило, происходит в социальных сетях.
Чаще всего журналисты становятся объектом угроз и разжигания ненависти в Интернете из-за своей профессиональной деятельности. Как правило, действия тех, кто проявляет различные формы нетерпимости по отношению к прессе, представляют собой реакцию на содержание публикуемых журналистских материалов. Так, в декабре 2022 года, в день, когда Европарламент объявил РФ «государством-спонсором терроризма», журналист портала Nokta Михаил Сиркели опубликовал в сети пост о взрывах в Украине, после чего один из пользователей написал ему комментарий с угрозой: «кирпич может «случайно» упасть на голову».
В октябре 2022 года было зарегистрировано еще два случая угроз убийства журналистов. Пользователь социальной сети Facebook угрожал репортеру TV8 Виорике Тэтару убийством за вопросы, которые она задает участникам протестов, организованных партией «Шор».
«Подобного рода тексты появляются очень часто, особенно после протестов или мероприятий, организованных пророссийскими партиями. Сообщения содержат всевозможные ругательства, проклятия, а также угрозы расправы. Часто они появляются и в комментариях к моим постам в социальных сетях, представляя собой прямые нападки на меня: тебе платят и ты заплатишь за это, ты курва, ты специально провоцируешь, иди домой и вари борщ, а не ходи по протестам. Я изучила профили людей, которые делают эти угрозы и обнаружила, что многие из них публикуют на своих страницах христианские послания, другие имеют несколько сомнительный уровень культуры, выкладывая непристойные видео, а после написания угроз просто исчезают, блокируя свои аккаунты», — рассказывает журналистка.
С еще более серьезными угрозами после публикации расследования по поводу тех же протестов столкнулось издание Ziarul de Gardă, журналистов которого грозили обезглавить. А представители TV8 говорят о кампаниях по преследованию, которые проявляются через привлечение инфлюенсеров, которые ведут прямые трансляции, в которых они клевещут на журналистов, говорят ложную информацию и выдвигают обвинения — от финансовых злоупотреблений до внебрачных отношений. Эту информацию позже подхватывают сомнительные сайты или каналы Telegram. «Мы подали жалобу в полицию на этих инфлюенсеров, полиция выписала штрафы, они обжаловали это в суде, по некоторым делам разбирательства продолжаются по сей день, а по другим у нас есть решения о признании клеветы. Одним из затронутых лиц является Кристиан Ризя, которого суд признал виновным в клевете и обязал опровергнуть сказанное. Он больше не находится в стране, он в тюрьме. Очевидно, судебное решение никак на него не повлияло», — отметила Мариана Рацэ.
В случае с Jurnal TV, после опубликованной в июне статьи журналист Вадим Унгуряну развернул «агрессивную кампанию преследования сотрудников Jurnal TV и Jurnal.md». Это продолжалось несколько недель, в течение которых Унгуряну оперировал несколькими фейками, шантажировал несуществующими видеозаписями и допускал возможные оскорбления и ругательства. Кроме того, после опубликованного два года назад расследования Jurnal TV о возможной причастности некоторых сотрудников полиции к коррупционным схемам, онлайн-преследование сотрудников Jurnal TV продолжается и сегодня. Жены и родственники полицейских очерняют имидж Jurnal TV комментариями и оскорблениями, в которых выдвигают ложные обвинения в адрес нашего телеканала».
Средства правовой защиты, предусмотренные уголовным законодательством
В Уголовном кодексе отдельная статья посвящена криминализации деяний, представляющих собой умышленное воспрепятствование деятельности СМИ или журналиста, а также запугивание СМИ или журналиста с целью критики (статья 180/1). Данные действия влекут за собой штрафы в размере от 25 000 до 32 500 леев с лишением или без лишения права занимать определенные государственные должности на срок до двух лет. Запугивание журналиста угрозой применения насилия является отягчающим обстоятельством и в этом случае закон предусматривает штрафы в размере от 37 500 до 67 500 леев с лишением или без лишения права занимать определенные государственные должности на срок до пяти лет.
При этом угроза убийством или причинением тяжких телесных повреждений или иного тяжкого вреда здоровью, совершенная, в том числе с использованием информационной системы, наказывается штрафом в размере от 27 500 до 37 500 леев либо неоплачиваемыми общественными работами, либо лишением свободы от 1 до 3 лет ( статья 155).
Советы по предотвращению или снижению рисков кибербуллинга
- Будьте осторожны с типом и объемом информации, которую вы добровольно публикуете в Интернете. Ограничьте доступ других людей к содержимому ваших профилей в социальных сетях. Это поможет минимизировать риск того, что преследователи будут использовать информацию о вашей частной и семейной жизни в кампаниях по дискредитации или для выражения угроз в адрес ваших родственников или близких людей;
- Высказываясь по деликатным темам, которые могут привести к скоординированным атакам со стороны троллей, осторожно используйте хэштеги социальных сетей. Такой способ уведомления путем маркировки типа контента упрощает определение цели атаки киберзапугивания;
- Сообщите администраторам онлайн-платформы о написанных в ваш адрес выражениях, представляющих собой угрозы или разжигание ненависти;
- Задокументируйте случаи преследования. Делайте скриншоты для подтверждения содержания высказывания, даты публикации, имени и фамилии пользователя-автора и т. д.;
- Подайте жалобу в прокуратуру или полицию. О любой угрозе или нападении на журналиста или члена его семьи, в том числе в онлайн-среде, необходимо сообщать и предавать огласке.
Кампания по продвижению цифровых прав в Республике Молдова проводится ЦНЖ в рамках проекта Greater Internet Freedom, финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID). Ответственность за содержание этого материала несет ЦНЖ, и он не обязательно отражает точку зрения USAID или Правительства США.