Ярлык «предателя»: как атаковали журналистов из Гагаузии в период выборов и кто порождает язык ненависти

Елена Челак, журналистка-фрилансерка

Мы, независимые журналисты Гагаузии, работаем в особенных условиях. Ежедневно мы предоставляем правдивую, проверенную информацию, анализируем события, опровергаем фейки и проводим расследования. А в ответ все еще получаем хейт. Во время президентских выборов и референдума мы столкнулись с разными видами атак: от кибератак до психологического давления. Почему? Ответ довольно забавный: просто потому, что говорим правду.

 «Такие вопросы тут не проходят» разделение на «свой»/«чужой»

Сначала хочу немного передать атмосферу, в которую мы погрузились с начала предвыборного периода. В Гагаузии многие жители стали публично высказываться против вступления Молдовы в ЕС и против Майи Санду. На этом фоне появляющиеся статьи о помощи Евросоюза для Гагаузии воспринимались очень агрессивно. Журналистов называли «продажными» и «агентами» Майи Санду (хотя мы за нее не агитировали).

Немного из личного опыта: некоторые знакомые меня спрашивали: «Ну что, за Санду голосовать будешь? У тебя другого выбора наверное нет», «Ты наверное за Европу, вы же гранты получаете себе на зарплату». Когда я пыталась им объяснить, что такое независимая журналистика и что использование грантов не приравнивается к продвижению чьей-либо повестки за деньги, я столкнулась с непониманием. В качестве аргументов было много фейков, не имеющих логических связей, и твердая убежденность, что все журналисты «кому-то да принадлежат».

В день выборов я побывала в нескольких населенных пунктах Гагаузии. Расскажу о случае, который мне запомнился больше всего. В Чадыр-Лунге я подошла к компании, в которой были люди на вид от 50 до 70 лет. На вопрос: «Что вы думаете о перспективе вступления Молдовы в ЕС?», меня сразу же прозвали «не своей»: «А что за вопросы? Какая Европа? Конечно, мы против», «Да что, не видно, что она за Санду?», «За Санду ты, так ведь? Скажи! Ты же из Кишинева приехала! Наши понимают, почему такие вопросы тут не проходят».

Посещая страницы других независимых журналистов и СМИ Гагаузии, я находила подобного рода претензии и в их адрес. Я собрала некоторые комментарии из социальных сетей под эфирами независимых журналистов. Некоторые журналисты прокомментировали эту ситуацию.

«Опять приказала Санду?» попытка подорвать доверие

Nokta.md – новостной сайт, который на протяжении всего своего существования сталкивается с агрессией в адрес журналистов. Из-за того, что данное СМИ занимается анализом происходящих в Гагаузии событий и открыто разделяет европейский вектор Молдовы, журналистов называют предателями. В основном это можно услышать и прочитать от жителей автономии. Покажу несколько примеров.

5 сентября Nokta опубликовала анонс о предстоящих дебатах в Кагуле по вопросам евроинтеграции и предстоящего референдума о вступлении в ЕС. К анонсу приложили видеообращение журналиста, директора Михаила Сиркели, который рассказал о предстоящих темах и гостях. Некоторые комментаторы заявили, что его ненавидит вся Гагаузия и что он исполняет приказы Санду.

Атаки идут и от команды башкана Евгении Гуцул. В сентябре активист из Гагаузии Иван Бессараб, распространяющий нарративы Шора, призвал к травле ведущего программ Nokta Михаила Сиркели и его близких. А еще ранее, Бессараб призывал распространять «народную ненависть» в адрес Михаила Сиркели. После выборов все продолжается. В эфирах, где Сиркели с гостями обсуждал результаты референдума и президентских выборов, его называют предателем и опять обвиняют в якобы ангажированности Майе Санду.

«Недогагаузка» оскорбления и игра на чувствах

 Анна Алтыпармак из Вулканешт полтора года назад начала работать ведущей на Ava.md. В программе «Аспект» она анализирует события, происходящие в Гагаузии. Ее стала накрывать волна хейта, и ситуация обострилась в период выборов.

«Как бы ты не пыталась донести до гагаузов свое мнение, все воспринималось в штыки: я была и антигагаузской, из-за моей позиции по отношению к Шору и всем подкупам избирателей, и лесбиянкой, потому что поддержала вступление в ЕС, и журнаш**хой, потому что моя позиция отличалась от чужого мнения, недоблогером и недожурналистом, из-за моих видео с представителями действующей власти», — поделилась Анна и показала некоторые комментарии под своими эфирами.

Кибератаки и боты технические препятствия

Журналист, руководитель информационного портала Laf.md Виталий Гайдражи рассказал, что во время выборов и избирательной кампании информационный портал Laf.md столкнулся с рядом серьезных проблем, включая кибератаки, угрозы безопасности и манипуляции.

«Одной из ключевых проблем были кибератаки, направленные на дестабилизацию работы портала, попытки взлома и атаки на серверы. Эти атаки потребовали постоянного внимания команды, технической поддержки и усиления защиты.

Кроме того, появилось много ботов, которые агрессировали под материалами laf.md и высказывались против европейской интеграций и т.д.», — рассказал Виталий. По его словам, это создало определенные сложности, но журналисты не прекращали работать. «Эти трудности отразились на общем ходе работы портала, потребовав от команды усиленной концентрации и оперативности. Тем не менее, портал продолжал придерживаться принципов независимого освещения событий, стремясь предоставлять аудитории качественный и достоверный контент», — добавил он.

Также по словам Гайдаржи, на фоне выборов в социальных сетях наблюдалась активность аккаунтов, создававших и продвигавших дезинформирующие и манипулирующие материалы, направленные на дискредитацию официальных источников и создание политической напряженности. А в дни выборов, по словам Виталия Гайдаржи, сотрудники портала laf.md столкнулись с агрессией при сборе мнений людей о голосовании и ожиданиях. Кроме того, некоторые читатели под эфирами выражают недовольство тем, что журналисты анализируют работу действующей власти Гагаузии и действия Илана Шора. По их мнению, это якобы «очернение».

Почему атакуют журналистов, говорящих правду?

Анна Алтыпармак связывает атаки в адрес журналистов с тем, что большая часть живущих в Гагаузии граждан до сих пор имеет постсоветское мышление и не приемлет тех, кто с этим не согласен: «Гагаузия до сих пор имеет постсоветское мышление: вот тогда было хорошо, Россия – великая держава и с ней будет лучше, при Додоне газ стоил 4 лея, а при Стояногло мы вообще будем все жить в шоколаде. И вот когда ты пытаешься донести до людей, что все так не работает, Шор врубает на максималку сказки о “лучшем” будущем. Русская пропаганда – самая сильная, это можно заметить даже по результатам выборов в автономии. И когда я, как журналист, который имеет свою позицию, пытаюсь с ними говорить, да даже через свои видео, то я для них плохая. Потому что мое мнение отличается от мнения большинства гагаузов, потому что я, в принципе, имею свое мнение и хочу лучшего будущего для родной Гагаузии. Я готова быть “антигагаузской” и “недожурналистом”, пока могу донести людям свою позицию».

Журналист-фрилансер Петр Гарчу отмечает, что язык ненависти исходит от политиков, а уже потом распространяется дальше: «На мой взгляд язык ненависти, который часто слышат в свой адрес журналисты, исходит от политиков. Именно они часто в своих выступлениях касаются журналистов, вешают ярлыки и тем самым говорят аудитории, что “вот кто виновник всех бед – журналисты”. Например, когда выходит расследование или критический материал, политики или чиновники первым делом говорят, что это политический заказ. Для того, чтобы оправдать себя. Люди это все читают, и у них в голове откладывается образ журналиста, как человека, который непорядочный, работает ради денег и на кого-то».

По мнению Виталия Гайдаржи, участившиеся нападки на гагаузских журналистов связаны с политиками, подотчетными Илану Шору: «Это целенаправленные нарративы со стороны шоровских политиков. Цель – дискредитировать независимую прессу в автономии, которой и так мало. Направлено именно на то, чтобы люди перестали нас читать и смотреть. Пользуются тем, что в регионе антиевропейские настроения, обвиняя нас в продажности за европейские и американские деньги».

То, что власть автономии оказывает давление на журналистов, подтвердила и редактор портала Laf.md Оксана Посмак, экс-редактор сайта общественной телекомпании GRT. Оксана ушла с прежней работы после прихода нового директора Василия Дерменжи, связанного с Иланом Шором, который, по ее словам, начал вести редакционную политику в интересах Шора и требовал удалять новости, невыгодные команде Гуцул и Шору. «Тогда я приняла решение, что я не могу работать в компании, где происходит давление на журналистов. Я считаю, что сделала правильно, что тогда придала огласке эту ситуацию», — сказала она.

Работая в Laf.md, Оксана продолжает наблюдать злоупотребления со стороны руководства Гагаузии: «В наших программах и материалах мы делаем разборы и приглашаем гостей, которые рассказывают о бездействии властей Гагаузии, о том, как Гагаузия захвачена Шором. Конечно, это не нравится Исполкому и некоторым депутатам в Народном собрании и совершаются нападки».

Не смотря на участившийся язык ненависти и атаки в адрес СМИ, мы, независимые журналисты, с уверенностью продолжаем свою миссию, так как новые вызовы требуют еще большего внимания. Общество должно получать правдивую информацию!

Создание данного материала стало возможным благодаря щедрой поддержке американского и британского народа посредством Агентства США по международному развитию (USAID) и Посольства Великобритании в Кишиневе. Высказанные мнения принадлежат авторам и могут не отражать взгляды Великобритании, USAID или Правительства США.

Exit mobile version