Петр Гарчу, журналист-фрилансер
«Продажные псевдо-журналисты», «наступило время, когда им нужно дать по зубам», «грантоеды», «вас надо гнать отсюда» – это лишь часть нападок, которым подверглись журналисты из Гагаузии за последние несколько месяцев.
Независимые журналисты в Гагаузии привыкли к давлению со стороны властей автономии, но с приходом Евгении Гуцул на пост башкана ситуация ухудшилась.
Предпосылки к этому были заметны еще до ее прихода. В мае 2024 года в зале заседания Апелляционной палаты муниципия Комрат проходили слушания по делу о признании выборов башкана Гагаузии. Во время одного из перерывов журналисты местного портала Nokta попросили комментарий у Ильи Узуна, на тот момент депутата Народного Собрания Гагаузии.
«Я не буду с вами общаться, потому что вы защищаете геев и лесбиянок», – резко ответил Узун и продолжил нападки на СМИ в устной форме.
Спустя несколько месяцев Узун, уже в качестве первого заместителя председателя Исполнительного комитета, в личной беседе возмутился выпущенным мной материалом.
В видеосюжете мы показали, как выглядит «начало строительства парка аттракционов GagauziyaLand». В торжественной обстановке с участием священника, клоунов, первых лиц Гагаузии и нескольких единиц техники был дан старт строительству. Наша съемочная группа побывала на этом месте на следующий день. И… не нашла ничего кроме мусора, оставшегося после церемонии.
Сюжет очень не понравился Узуну, который решил сказать об этом лично мне как автору материала. В этот же день Гуцул со сцены в Комрате представляла отчет о первых 100 днях работы. После мероприятия хотелось задать вопросы башкану, однако планам помешал Узун. Он заранее заблокировал съемочной группе проход к Гуцул, при поддержке нескольких мужчин спортивного телосложения, которых перед этим проинструктировал.
Нападками в адрес прессы запомнился и другой политический соратник Узуна – Михаил Влах, советник башкана по вопросам СМИ. Будучи журналистом по профессии, казалось, что именно Михаил Влах наладит диалог и создаст условия для открытости власти. Реальность оказалось другой. Влах чаще всего критиковал СМИ, обвиняя их в продажности, работе на Кишинев и на ПДС.
Их логика проста. Если ты критикуешь власти Гагаузии, значит ты за ПДС.
Цель – дискредитировать СМИ, чтобы население Гагаузии не верила тому, что пишут «не свои издания».
Апогеем радикализма стала законодательная инициатива о том, чтобы Исполнительный комитет выделял разрешения на работу онлайн-СМИ. Так власти Гагаузии надеялись прикрыть неудобные СМИ или же сделать их более сговорчивыми. Правда, в последний момент документ был отозван на доработку. Что именно побудило их это сделать, здравый смысл или давление общественности, неизвестно.
Закрытость власти
За годы работы в СМИ стало ясно, что качество журналистики зависит в том числе от открытости власти. Вопросы по этому поводу были и в бытность Ирины Влах. Но сейчас стало сложнее.
В нарушение Закона о прозрачности процесса принятия решений и Регламента Исполнительного комитета, объявления о заседаниях исполкома часто публикуются в последний момент. По закону это необходимо делать за пять рабочих дней до заседания. Материалы к повесткам заседаний часто содержат только названия вопросов, без дополнительных документов. О проведении некоторых заседаний журналисты узнают постфактум.
Получить комментарии у глав управлений Исполнительного комитета проблематично, если не работаешь на компанию GRT. Мои коллеги, как и я, столкнулись с отказом от интервью или же с игнорированием телефонных звонков. Связано ли это с внутренними указаниями от первых лиц Гагаузии – неизвестно.
GRT – важный инструмент влияния на избирателей региона
В продолжение темы важно рассказать, как новая власть в Комрате получила контроль над общественным каналом GRT. Для всех политиков, которые находились у власти в Гагаузии, GRT – это важный инструмент. Самый популярный канал в автономии смотрят в основном люди более старшего возраста. Именно они являются активной частью электората на любых выборах.
Новый директор компании GRT был назначен 18 августа, спустя месяц после инаугурации Гуцул. Конкурс выиграл Василий Дерменжи, ранее работавший с 2019 года главным юристом в Общественной организации «Pentru Orhei».
За первые полгода его работы GRT начал транслировать передачи временно приостановленного канала Primul în Moldova. В руководстве объяснили, что GRT закупает эту продукцию. Сколько она стоит неизвестно.
Дерменжи не безразлично, что пишут и показывают о Евгении Гуцул и Илане Шоре на GRT. Так в январе этого года главный редактор сайта Grt.md Оксана Кихаял обвинила Дерменжи в цензуре материалов, связанных с обещаниями о дешевом газе. Реакции со стороны Наблюдательного совета GRT и Народного Собрания не последовало. Журналист с большим опытом Оксана Кихаял покинула GRT.
К сожалению, самой большой проблемой GRT остается вмешательство политиков во внутреннюю работу общественного канала. В такой обстановке журналист не ощущает самого главного элемента своей деятельности – свободы.
Эпилог
Быть независимым журналистом в Гагаузии – это словно плыть против течения. Рискуя своим здоровьем, репутацией, отношениями с близкими (да, это частая проблема, когда журналистскую работу критикуют родные, которые не разделяют твою точку зрения) ради информированности населения. Как следствие журналистов обвиняют в работе на Сороса и продажности. Многие молодые журналисты не выдерживают такого прессинга и уходят. В итоге остаются психологически более устойчивые и относящиеся фанатично к своей работе люди. Пользуясь случаем, хочется поблагодарить всех, кто несмотря на сложности и давление остается в этой профессии и старается объективно освещать события, происходящие в Гагаузии.
Создание данного материала стало возможным благодаря щедрой поддержке американского и британского народа посредством Агентства США по Международному Развитию (USAID) и Посольство Великобритании в Кишиневе. Высказанные мнения принадлежат авторам и не отражают в обязательном порядке взгляды Великобритании, USAID или Правительства США.