Вы здесь

Отчет ЦНЖ: Четыре телеканала из десяти массово выражают предпочтения определенным кандидатам

26 октября 2020
246 просмотров
Четыре из десяти телеканалов, в отношении которых Центром независимой журналистики (ЦНЖ) проводился мониторинг во время предвыборной кампании перед президентскими выборами 1 ноября 2020 г., по-прежнему активно выражают предпочтение определенным кандидатам, намеревающимся принять участие в выборах. На двух других каналах наблюдается тенденция незначительного выражения предпочтения некоторым кандидатам. Вот некоторые из основных выводов четвертого отчета о проводившемся 15-22 октября 2020 г. мониторинге, опубликованного ЦНЖ в понедельник, 26 октября.

Согласно отчету, общественный телеканал Moldova 1 предоставлял равный доступ кандидатам, при этом тональность освещения в большинстве случаев была нейтральной. Игорь Додон чаще всего упоминался нейтрально и один раз положительно, в то же время ему выражалось предпочтение, судя по упоминанию в положительном контексте в новостях о деятельности Правительства и местной общественной администрации.

Primul în Moldova, NTV Moldova и Accent TV продолжали придерживаться схожей редакционной политики, по-разному освещая деятельность кандидатов, намеревающихся принять участие в выборах. Игорю Додону выражалось значительное предпочтение на этих каналах, судя как по высокой частоте появлений на экране/количеству эфирного времени, отведенного для прямых выступлений, так и по положительному тону упоминаний о нем. Также каналы в общей сложности транслировали более 60 положительных материалов о деятельности Правительства и местной общественной администрации, что было благоприятным для Игоря Додона. В то же время Игорь Додон был единственным кандидатом, часто упоминавшимся в обширных новостях, где были представлены его предвыборные цели. Остальные кандидаты упоминались каждым каналом в 1-2 новостях о кампании. В то же время кандидат от Партии «Действие и солидарность» Майя Санду чаще упоминалась, чем цитировалась на этих каналах, в новостях, не касавшихся избирательных приоритетов кандидатов, в большинстве случаев с отрицательной коннотацией.

Prime TV предоставил доступ большинству кандидатов, намеренных принять участие в выборах, к новостям, при этом тон упоминания кандидатов, политических партий и государственных учреждений в большинстве случаев был нейтральным. Игорю Додону и Виолетте Ивановой, кандидату от Политической Партии «Шор», выражалось предпочтение, судя по большому количеству их появлений на экране и эфирному времени, выделенному для их выступлений, также им благоприятствовало и большое количество новостей об их кампании и поддержке. Майя Санду и Тудор Делиу, кандидат от Либерал-демократической партии Молдовы, упоминались в новостях, не посвященных предвыборным темам и электоральным приоритетам кандидатов.

Publika TV действовал относительно сбалансированно, предоставляя доступ к новостям большинству кандидатов, намеревающихся принять участие в выборах, они упоминались нейтрально. На долю Игоря Додона пришлось больше всего появлений на экране и больше всего выступлений, особенно в новостях о кампании и поддержке, тогда как другие кандидаты упоминались в одной новости каждый, где они рассказывали о своих предвыборных целях. Майя Санду, Тудор Делиу и Виолетта Иванова цитировались/упоминались в новостях, не касавшихся их избирательных целей.  

Jurnal TV предоставил доступ к новостям всем кандидатам, намеревающимся принять участие в выборах, не выражая предпочтения ни одному из них. Канал относился к кандидатам одинаково, сообщая о предвыборных встречах/обещаниях всех, тон упоминания в большинстве случаев был нейтральным. Во время передач Игорь Додон пять раз был представлен в отрицательном свете, а Виолетта Иванова – один.

Pro TV Chișinău действовал сбалансированно, без каких-либо явных тенденций в пользу или против кого-либо из кандидатов. Pro TV предоставлял относительно равный доступ всем кандидатам, намеревающимся принять участие в выборах, информируя в новостях о предвыборных приоритетах нескольких кандидатов, которые были представлены преимущественно в нейтральном свете. Игорь Додон и Ренато Усатый, кандидат от «Нашей Партии», были представлены в отрицательном свете.

TV8 выделил достаточно много эфирного времени для новостей и программ, имеющих прямое и косвенное отношение к выборам. Канал не сообщал в новостях об избирательных целях кандидатов, являвшихся главными действующими лицами новостей, затронув лишь избирательные приоритеты. В большинстве случаев кандидаты, принимающие участие в предвыборной гонке, партии и центральная общественная администрация упоминались нейтрально. В передачах Игорь Додон дважды был показан/упомянут в отрицательном контексте.

Televiziunea Centrală предоставлял относительно равный доступ кандидатам, намеревающимся принять участие в выборах, чтобы они могли рассказать о своих избирательных целях, освещая их деятельность преимущественно нейтрально. Виолетта Иванова чаще всего былa представлена в положительном свете, чему способствовали и положительные новости о ПП «Шор».

С помощью мониторинга средств массовой информации ЦНЖ стремится информировать общественность о действиях СМИ в ходе избирательной кампании и доступе кандидатов, намеренных принять участие в выборах, к средствам массовой информации, а также информировать регулирующие инстанции о тенденциях, способных повлиять на работу средств массовой информации или же поставить под угрозу их способность предоставлять общественности правдивую, беспристрастную и плюралистическую информацию.

ЦНЖ рекомендует Совету по телерадиовещанию использовать отчеты о мониторинге для самостоятельного принятия мер и оценки того, соблюдают ли каналы, в отношении которых проводится мониторинг, право на полную, объективную и достоверную информацию.
 
Всего мониторинг проводился в отношении десяти телеканалов: Moldova 1, Prime TV, Publika TV, Jurnal TV, NTV Moldova, Primul în Moldova, Accent TV, Pro TV, TV8 и Televiziunea Centrală. Каналы отбирались в соответствии со следующими критериями: аудитория/влияние (национальные, региональные), тип СМИ (аудиовизуальный), форма собственности (государственная, частная), язык вещания (румынский, русский).
___________________ 
Этот отчет был подготовлен Центром независимой журналистики в рамках проекта «СМИ в поддержку демократии, интеграции и подотчетности в Молдове» (MEDIA-M) и внедрённым Internews в Молдове при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и UK aid. Высказанные мнения принадлежат авторам и не отражают в обязательном порядке точку зрения спонсоров.